Рeйтинг стaтьи:
Этo фoтo сдeлaнo вeснoй 1996-гo: мэр Пeтeрбургa и вeликий музыкaнт дoмa у извeстнoгo фoтoгрaфa eдят грeчнeвую кaшу.
Пoдрoбнoсти тoгo вeчeрa вспoминaeт Вaлeрий Плoтникoв, xoзяин дoмa и aвтoр фoтo.
«Принeслa мужу нa пaшню oбeд»
– Этo был пeриoд, кoгдa Мстислaв Рoстрoпoвич рeпeтирoвaл в Пeтeрбургe кoнцeртнoe испoлнeниe oпeры Шoстaкoвичa «Лeди Макбет Мценского уезда», – вспоминает Плотников. – Я знал его очень давно, много раз снимал, и мы договорились, что по ходу репетиций сделаем иллюстративный материал, который, возможно, потом войдет в буклет. Договорились и о портрете у меня в студии на Пушкинской улице. Мстислав приехал ко мне прямо с репетиции – он тогда репетировал каждый день.
Приехал Ростропович не один – его привез на съемку Анатолий Собчак. Чуть раньше в студии появилась Людмила Нарусова с необычным для супруги мэра грузом: она привезла закутанную кастрюлю с гречневой кашей, чтобы вернувшиеся с работы мужчины не остались голодными.
– Прямо как жена крестьянина, которая принесла мужу на пашню обед, – рассказывает Валерий Плотников. – У меня все было готово для съемки, стоял свет, и Мстислав Леопольдович с Анатолием Александровичем, чтобы не тянуть время, сразу сели за стол. Люда увидела на столе миску, положила горячую кашу, выдала ложки – были только такие, маленькие, – и они стали есть. Мне этот момент показался каким-то человеческим, трогательным: как два бойца в окопе у общего котелка. Я быстро переставил свет и сделал несколько кадров, в том числе этот.
«Они были разные, но дружили»
Анатолий Собчак и Мстислав Ростропович крепко дружили, хотя по характеру и отношению к жизни были совершенно разными. Валерий Плотников вспоминает первую встречу с Собчаком:
– Нас познакомила Алла Пугачева. Как-то она пригласила меня на ужин в гостиницу, где они тогда жили с Филиппом – они уже были женаты. Гостиница принадлежала нашим общим знакомым. За столом сидели Алла, Филипп, Саша Розенбаум с Беллой (Белла Купсина, продюсер Розенбаума. – Ред.), Собчак, еще два человека и я. Анатолий Александрович весь был поглощен Аллой, в меньшей степени Розенбаумом и Филиппом и совсем не обращал внимания на меня – ну, сидит молодой какой-то парень. При этом его удивляло, как по-дружески Алла со мной разговаривает. Когда она нас представила, он совершенно переменился. Анатолий Александрович, к сожалению, был несколько предвзят по отношению к «простым» людям.
Впоследствии Плотников много раз снимал Собчака, в частности сделал ему мэрский официальный портрет, который тот подписывал и дарил в рабочих поездках. Ростропович, по воспоминаниям фотографа, был совершенно другим человеком:
– Он обожал всех, целовался со всеми. Вишневская даже шутила: «Я всегда найду Славу по звукам поцелуев». Он хорошо относился к жизни, любил людей, если они не были совсем гадкие. Хотя, конечно, держать в уме многотысячную толпу, которая обожала его и с которой он был знаком, физически было невозможно. И тем не менее Ростропович и Собчак дружили. Надо отдать должное Анатолию Александровичу, он вытащил наш город из «уездной» колеи и выводил на европейский уровень в том числе благодаря потрясающему и очень высокого уровня кругу знакомств. Москва скрежетала зубами, когда именно к Собчаку в Петербург приезжали знаменитости, королевские персоны и политики – Клинтон, например. Собчак умел очаровывать. И он, в отличие от нынешних руководителей, действительно любил искусство, а если появлялся на концерте или юбилее, то поздравлял и оставался, а не уходил, как это сейчас бывает. С Ростроповичем они действительно были близки, и на фото, где они едят кашу, это видно.
Вокруг едоков все выглядит так, как было в студии Плотникова на самом деле – никакой постановки. За спиной у Ростроповича пакеты, в которых фотограф хранил документы, за Собчаком – старые альбомы по искусству. На столе лежит камера Валерия Плотникова и очки для съемок, которые он иногда просил надевать даже тех героев, которые в реальной жизни на зрение не жаловались. На всякий случай перед гостями поставили сахарницу и конфетницу (что внутри, хозяин студии не помнит), хотя чай в тот раз они не пили – некогда было. А вырезка на столе – из журнала «Крокодил».
– Там была рубрика «Нарочно не придумаешь», где печатали казусные объявления, – вспоминает Плотников. – Это одно из них, его для меня пересняли и увеличили. Написано там следующее: «Если вам нужно увеличить семью, наш фотограф это сделает моментально».
Пальто Собчака
Закончив с кашей, гости студии на Пушкинской приступили к съемке. Правда, фотографу не понравилась одежда Ростроповича.
– Мстислав Леопольдович, как многие гениальные люди, одевался достаточно небрежно, – вспоминает Валерий Плотников. – И даже Вишневская ничего не могла с этим поделать. Но мне в тот раз повезло: был Анатолий Александрович, который, напротив, одевался очень тщательно, со вкусом. Полностью переодеть Мстислава было нереально, поэтому я попросил у Собчака его замечательное стильное пальто.
Читайте также: Константина Меладзе в детстве хотели исключить из музыкальной школы
Ростропович уселся верхом на старинный венский стул, сложил на его спинке свои знаменитые руки. На плечи ему накинули пальто Собчака. Плотников сделал портрет.
– Потом я пригласил Анатолия Александровича в кадр, а после и Люду, которая так заботливо накормила моих гостей. Если бы не она, не было бы этой фотографии, на которой два выдающихся человека по-товарищески едят простую кашу.